Содержание

Правовой статус иностранных адвокатов в россии

Правовой статус иностранных адвокатов в россии

В статье представлены подходы различных государств к вопросу о допуске к национальной сфере адвокатской помощи адвокатов других государств. Вводится такое понятие, как «имплементация иностранных адвокатов».

Ключевые слова: адвокат, иностранный адвокат, имплементация иностранных адвокатов.

Иные статьи по теме

  • Мельниченко Р.Г. Квалификационный экзамен на получение статуса российского адвоката. // Право и образование. № 11. 2010. С. 26-39.[ВАК]
  • Мельниченко Р.Г. Имущественный ценз доступа к адвокатской профессии // Адвокат. № 3. 2009. С.15-17. [ВАК канд.] [форум]
  • Мельниченко Р.Г. О принципах формирования адвокатской корпорации в России // Адвокат. № 9. 2004. С. 18-20.[En]
  • Мельниченко Р.Г. Необходима ли адвокатская монополия на рынке юридических услуг? // Закон. Апрель 2008. [ВАК докт.] [En]
  • Анализируя поверенное законодательство иностранных государств можно выделить два основных подхода по поводу допуска иностранных адвокатов к адвокатской деятельности на территории зарубежного государства.

    Первый состоит в полной изоляции правовой системы государства от участия иностранных адвокатов. Например, законодательство Украины указывает, что адвокатской деятельностью может заниматься исключительно адвокат, который в свою очередь может быть только гражданином Украины.

    Второй подход, является наиболее распространенным и оговаривает допуск иностранных адвокатов к адвокатской практике определенными условиями и наличием определенных ограничений в их деятельности.

    Вопросы регулирования деятельности иностранных адвокатов законодательства государств, как правило, относят к своей компетенции. Например, согласно поверенному законодательству республики Армения иностранные адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами. Это стандартное условие присуще большинству законодательств и исходит из принципа примата международного права над национальным.

    Для того, чтобы иностранный адвокат мог заниматься на территории принимающего государства адвокатской деятельностью необходима его имплементация. Имплементация иностранного адвоката — это процедура по включению или отнесению иностранного адвоката в систему органов или индивидов оказывающих адвокатские услуги на территории государства. Национальные законодательства для имплементации иностранного адвоката, как правило, ставят определенные условия, только при наличии, которых иностранный адвокат может заниматься в этом государстве адвокатской практикой. Какие же это могут быть условия? Их можно условно разделить на две группы: общие и индивидуальные.

    К общим условиям относятся требования, условно относящиеся к государству гражданства иностранного адвоката. Этим условием, которым может обуславливаться имплементация иностранного адвоката, является условие подписания двухстороннего договора с государством гражданства иностранного адвоката. Так, иностранный адвокат может оказывать юридическую помощь, если со страной его гражданства подписан соответствующий договор. Например, согласно законодательству Кыргызской Республики адвокаты из иностранных государств могут оказывать юридическую помощь в любой форме гражданам и юридическим лицам «на основании межгосударственных соглашений Кыргызской Республики со страной адвоката».

    Следующим распространенным общим условием является условие взаимности. Так, в Республике Таджикистан признается право адвокатов иностранных государств на оказание юридической помощи на своей территории, но оно обусловливается возможностью своих адвокатов осуществлять аналогичную деятельность на территории соответствующего государства. Например, если Российская Федерация позволит адвокатам Таджикистана осуществлять адвокатскую деятельность на ее территории, то и российские адвокаты, соответственно, могут заниматься этой деятельностью на территории Таджикистана.

    К индивидуальным условиям относятся требования, предъявляемые к личным качествам и навыкам иностранного адвоката. Особенно четко проработаны индивидуальные условия допуска иностранных адвокатов в законодательстве США. Иностранный адвокат может заниматься поверенной деятельностью в США если:

    — достиг возраста 26 лет;

    — являлся в течение не ме-нее пяти лет, адвокатом в государстве своего гражданства;

    — обладает необходимыми моральными качествами и удовлетворяет общим требованиям пригодности для член-ства в ассоциация юристов штата, где он собирается осуществлять свою деятельность;

    — намерен иметь в США свой офис;

    — оплатил пошлину за выдачу лицензии.

    Рассматриваемая имплементация иностранных адвокатов происходит в определенной форме. Ее осуществляют или специально на то уполномоченные исполнительные органы государственной власти или суд. В США, например, именно суды выдают иностранцу лицензию на практику в качестве юридического консультан-та в конкретном штате.

    После завершения акта имплементации, иностранные адвокаты могут заниматься адвокатской практикой, но с некоторыми ограничениями. Основным ограничениями является запрет иностранного адвоката оказывать юридическую помощь, если эта деятельность будет связана с государственной тайной. Еще одним возможным ограничением является запрет некоторых государств открывать иностранным адвокатам на своей территории адвокатские конторы.

    Некоторые государства устанавливают в своем законодательстве такие ограничения, которые, по сути, блокируют участие иностранных адвокатов в оказании юридической помощи. Так, оказание правовой помощи адвокатами-иностранцами на территории Азербайджана ограничивается исключительно предоставлением консультаций и заключений по применению законов государства, уроженцем которого является иностранец, или международных правовых норм».

    Особо актуальным в свете изменения законодательства является вопрос об участии в адвокатской деятельности адвокатов иностранных государств на территории России. В науке вопрос о допуске иностранных адвокатов всегда был дискуссионным. Еще в период анализа проектов Закона «Об адвокатуре Российской Федерации», ряд цивилистов подвергали справедливой критике положения о запрете допуска к представительству иностранного юриста. К сожалению, действующее поверенное законодательство России фактически устраняет возможность участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на ее территории.

    При рассмотрении вопроса об адвокатах иностранцах необходимо различать два понятия: «иностранные граждане, получившие статус адвоката» и «адвокаты иностранных государств». Первое понятие охватывает лиц, которые приняты в корпорацию российских адвокатов. Для этого они должны окончить российское высшее учебное заведение, обладать стажем работы на территории России и сдать квалификационный экзамен. Правовой статус этих лиц практически не отличается от статуса российского гражданина, входящего в корпорацию российских адвокатов.

    К понятию «адвокаты иностранных государств» относятся адвокаты, входящие в соответствующую корпорацию какого-либо иностранного государства и осуществляющие адвокатскую деятельность на территории России.

    Необходимо отметить, что нормы международного права разрешают государствам ограничивать допуск иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи на их территории. Конгресс ООН принял «Основные принципы касающиеся роли юристов» (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 года), закрепив в них положение согласно которому требование любого государства, о том, что адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

    Как же обстоит дело с допуском адвокатов иностранных государств по действующему российскому законодательству? Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации исключительно по вопросам права данного иностранного государства. Рассмотрим круг возможностей по оказанию юридических услуг, предоставленных иностранным адвокатам. Речь идет о так называемом Коллизионном праве — случаях, когда российские государственные органы в своей правоприменительной деятельности обязаны применять право иностранного государства.

    В основном это касается норм гражданского права, а так же примыкающих к нему норм семейного и авторского права. Согласно международному частному праву, к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе и в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, может применяться право иностранного государства. В случае, когда российский суд при вынесении решения обязан применить правовую норму иностранного государства, например Франции, помощь французского адвоката была бы не только полезной, но и необходимой.

    Потребитель приобрел стиральную машину производства США. Вследствие недостатка товара произошло возгорание и уничтожение домовладения потребителя. В судебном заседании российского суда потребитель имеет право требовать применения к данным правоотношениям правовых норм законодательства США. Именно в этом случае для оказания ему юридической помощи может быть приглашен адвокат из США.

    Можно представить, насколько редки будут на практике подобные случаи.

    Еще менее вероятны случаи участия иностранного адвоката в уголовном процессе. Как известно, в России применение иностранных уголовно-правовых норм фактически исключено. Редким исключением можно считать процедуру экстрадиции.

    От правительства государства Австрия поступил запрос о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации. При разбирательстве экстрадиционного дела в суде, лицо может воспользоваться услугами адвоката из Австрийской республики. Это будет целесообразно потому, что российскому суду так или иначе придется в своем разбирательстве затрагивать вопросы уголовного права Австрии.

    Кроме того, адвокатам иностранных государств запрещено оказывать юридическую помощь по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

    Закон требует, чтобы все иностранные адвокаты осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации должны быть внесены в специальный реестр.

    Указанные ограничения по оказанию иностранными адвокатами юридической помощи в России приводят к тому, что квалифицированную юридическую помощь могут оказывать преимущественно лица, специализирующиеся на правовой системе России (т.е. российские адвокаты).

    Однако, налицо и ряд недостатков такого ограничения.

    Во-первых, ограничение конкуренции. Более широкое участие иностранных специалистов, особенно из стран с развитыми правовыми системами и богатой практикой по оказанию юридических услуг, пошло бы на пользу как клиентам, так и российским адвокатам. Такое мнение сложилось как у практиков, так и у лиц, занимающихся теоретическими разработками в данной сфере.

    Во-вторых, ряд авторов замечают, что сама возможность получить квалифицированную помощь западной адвокатской фирмы может оцениваться как косвенный стимул-поощрение осуществления иностранных инвестиций. Авторы справедливо отмечают, что «крупный иностранный инвестор привык к особым доверительным взаимоотношениям с западноевропейскими адвокатами или адвокатами Уолл-стрита, которые складывались десятилетиями в процессе его коммерческой деятельности и которые вырабатывают у него деловую уверенность. Эта «психология привычки», их ориентация на признанные в мире юридические фирмы должна тонко учитываться законодателем стран СНГ».

    В-третьих, как бы ни был независим российский адвокат от государства, в некоторых случаях, например в «громких» уголовных околополитических процессах, привлечение иностранного адвоката наряду с российским, сделало бы адвокатскую защиту более независимой и действенной.

    С целью некоторого смягчения жесткой позиции закона видится возможность заключения двухсторонних международных договоров, в которых на принципах взаимности расширялись бы возможности участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи. Заключая двухсторонние международные договоры, контролировался бы профессиональный уровень адвокатов допущенных на российский рынок адвокатских услуг (например, как нам представляется желательны договоры со странами Европы, США и т. п.). В связи с тем, что международные договоры Российской Федерации имеют большую юридическую силу чем законы, подобные двухсторонние договоры действовали бы преимущественно перед ограничения наложенными Законом РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации».

    Читать еще:  Юридическая консультация по жилищным вопросам в москве

    Существенным недостатком такого предложения является отсутствие практики заключения подобного рода двухсторонних международных соглашений. Ни один из подписанных Россией международных договоров правового характера, пока не содержат правил, регламентирующих участие иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на ее территории.

    Адвокат иностранец

    Иные статьи по теме

  • Мельниченко Р.Г. Квалификационный экзамен на получение статуса российского адвоката. // Право и образование. № 11. 2010. С. 26-39.[ВАК]
  • Мельниченко Р.Г. Имущественный ценз доступа к адвокатской профессии // Адвокат. № 3. 2009. С.15-17. [ВАК канд.] [форум]
  • Мельниченко Р.Г. О принципах формирования адвокатской корпорации в России // Адвокат. № 9. 2004. С. 18-20.[En]
  • Мельниченко Р.Г. Классификация юридических профессий в современной России // Юридический бизнес. №10-11. 2008. С. 66-70.
  • Мельниченко Р.Г. Шаг вперед, кувырок назад // Российский адвокат. № 3. 2008. С. 24-25.[En]
  • Мельниченко Р.Г. Необходима ли адвокатская монополия на рынке юридических услуг? // Закон. Апрель 2008. [ВАК докт.] [En]
  • Правовой статус иностранных адвокатов в россии

    Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Правовой статус иностранных адвокатов в россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

    Так, в Республике Таджикистан признается право адвокатов иностранных государств на оказание юридической помощи на своей территории, но оно обусловливается возможностью своих адвокатов осуществлять аналогичную деятельность на территории соответствующего государства.

    Адвокатуру часто относят к числу правоохранительных органов (И.Л. Петрухин, К.Ф. Гуценко)1, хотя это представляется спорным, так как иное исходит из самого статуса адвокатуры, прежде всего, как структуры негосударственной, не наделенной властно-распорядительными полномочиями.

    Правовой статус российских адвокатов и их профессиональные объединения

    Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

    Договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства если такое лишение делает его апатридом. Рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место в территории того государства, под флагом которого это судно плавает или в котором этот воздушный корабль зарегистрирован.

    В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия) Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет создано предприятие.
    Интересно, что цари, от Петра Великого до Николая I, были настроены решительно против создания самостоятельного и независимого института адвокатуры, существовавшего в то время на западе.

    Без адвокатуры невозможно представить правовое государство, это неотъемлемый институт гражданского общества. Статус адвокатов и принципы организации адвокатской деятельности дают нам возможность определить степень возможного влияния адвоката на процессы в обществе и государстве.

    Отличительным признаком адвокатской деятельности является ее осуществление на профессиональной основе лицами, приобретшими статус адвоката в установленном законом порядке.

    Сейчас в минюсте совместно с адвокатским сообществом обсуждаются правила и порядок аттестации иностранных адвокатов в России.

    Правовой статус адвоката в иностранных государствах

    Отечественной адвокатуре за почти полтора столетия ее истории приходилось неоднократно сталкиваться с явлениями, которые вступали в противоречие с ее интересами как самобытной корпорации.

    Статья 50 ГК РФ приводит классификацию юридических лиц по признаку извлечения прибыли на коммерческие и некоммерческие организации.
    Реализация права на квалифицированную юридическую помощь является альтернативой самостоятельной защите своих интересов гражданином в судебном разбирательстве или на предварительном следствии, а также защите с помощью представителя в силу закона или договора.

    Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Это вторая часть определения. В ней раскрывается функциональная сторона, во имя которой,по существу, и необходимо соблюдение специальных требований о приобретении статуса адвоката.

    Реферат: Правовой статус российских адвокатов и их профессиональные объедин

    К середине XIX века в России назрела историческая необходимость формирования профессионального адвокатского сообщества для реализации принципа состязательности судебного процесса.

    Мы видим, что на протяжении истории в понятие правового статуса адвоката вкладывался совершенно разный смысл. Изменения претерпевали и формы адвокатских объединений. На современном этапе можно говорить о том, что адвокатура в России наконец приобрела основные черты адвокатуры западного образца, подлинной адвокатуры, принципы которой были заложены еще в Древнем Риме.

    Адвокат может одновременно быть членом адвокатской палаты только одного субъекта Российской Федерации, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании.

    Мы видим, что на протяжении истории в понятие правового статуса адвоката вкладывался совершенно разный смысл. Изменения претерпевали и формы адвокатских объединений. На современном этапе можно говорить о том, что адвокатура в России наконец приобрела основные черты адвокатуры западного образца, подлинной адвокатуры, принципы которой были заложены еще в Древнем Риме.

    Право на квалифицированную юридическую помощь реализуется через специальное указание в процессуальных законах об участии адвокатов в судопроизводстве. В ст. 48 Конституции указано: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

    Адвокаты воспринимают все это достаточно остро: «…»все адвокатуру пинают». Правоохранительные органы постоянно проводят одну и ту же линию: адвокаты противодействуют правосудию, расследованию дел, затягивают процессы и стремятся сорвать движение судопроизводства. Клиенты ропщут на адвокатов за то, что они не могут гарантировать им нужный результат.

    Случившееся в России в конце XIX в. определенное отчуждение между ними является наглядной тому иллюстрацией.

    Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.

    Этические нормы и правила адвоката в Германии, а также ответственность за их нарушение регулируется Федеральным законом об адвокатуре. Закон гласит: «Адвокат должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности. Как в рамках своей профессии, так и вне их он должен быть достойным того уважения и доверия, которого требует положение адвоката».

    При высшем суде каждой земли существует специальная судебная палата, являющаяся второй инстанцией по отношению к нижестоящим судам чести. В этой палате представлены как профессиональные судьи, так и сами адвокаты. Председателем палаты и председательствующим по конкретному делу может быть только адвокат.

    Однако формальное провозглашение прав не имеет практической ценности без эффективного механизма обеспечения этих прав. Важная роль в их реализации принадлежит адвокатуре. Иными словами, адвокатура есть институт, призванный защищать права и интересы физических и юридических лиц.

    Членство в адвокатских образованиях подчинено жестким рамкам и цензам, установленным Законом об адвокатуре.

    Федеральный закон не ограничивает адвоката территорией, на которой он вправе осуществлять свою деятельность. При этом никто не вправе требовать от адвоката, проживающего на другой территории или внесенного в иной региональный реестр, какого-либо разрешения для выполнения своих обязанностей на «чужой» территории. Это очень важноезаконодательное установление.

    Воспроизведение материалов полностью или частично без разрешения редакции запрещено. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    В Судебнике 1550 г. царя Алексея Михайловича недвусмысленно говорится о «стряпчих» и «поручниках» – представителях истцов и ответчиков.

    Мельниченко Р.Г. Квалификационный экзамен на получение статуса российского адвоката. // Право и образование. № 11. 2010.

    Статус адвоката в российской федерации.

    Правовая природа любой адвокатуры вообще отражается в ее официальном статусе: это независимая, негосударственная, некоммерческая, добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Действительно, адвокатура никогда не была закрытой для народа корпорацией. Она создана для людей и действует только в их интересах.

    Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

    Правовое положение иностранных юридических лиц в России: Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Часть 2 п. 5 ст. 2 Закона закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного государства.

    Закон требует, чтобы все иностранные адвокаты осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации должны быть внесены в специальный реестр. Указанные ограничения по оказанию иностранными адвокатами юридической помощи в России приводят к тому, что квалифицированную юридическую помощь могут оказывать преимущественно лица, специализирующиеся на правовой системе России (т.е.

    Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

    Клиенты вправе обращаться в правление Ассоциации адвокатов в случае спора о размере гонорара и иных разногласий. Помимо Ассоциации адвокатов контроль за деятельностью адвокатов осуществляет в качестве надзирателя за законностью Канцлер юстиции при Государственном совете. В США во многих штатах дисциплинарное производство в отношении адвоката осуществляется с участием судебных инстанций.

    Адвокатскую монополию на представительство в судах введут через пять лет

    Многих… вообще удивляет, что адвокат работает за деньги. Большинство людей хотят получать квалифицированную юридическую помощь бесплатно. Правозащитные организации постоянно обвиняют адвокатов в оппортунизме, мол, не подписывают адвокаты петиций и воззваний, не участвуют в заседаниях правозащитных организаций и союзов и т.д.

    Адвокаты всегда причисляли себя к структурам гражданского общества, имея при этом в виду, что служение гражданскому обществу и праву как гуманистическому явлению есть основная задача адвокатуры.

    Вопрос 8 «Правовое регулирование приобретения статуса адвоката в России. Правовой статус иностранных адвокатов в России».

    Вопросы, связанные с приобретением статуса адвоката, регулируютсяст. 9 Закона об адвокатуре.

    Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Законом об адвокатуре. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.

    Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

    1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

    Квалификационные комиссии при адвокатских палатах субъектов РФ проводят квалификационные экзамены с целью установления наличия у претендентов необходимых профессиональных знаний. К квалификационному экзамену может быть допущено лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к лицу, претендующему на присвоение статуса адвоката. Для сдачи экзамена и приобретения статуса адвоката гражданин вправе обратиться в квалификационную комиссию того субъекта РФ, в котором он состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика ЕСН. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

    Читать еще:  Можно ли поменять заброниравоную квартиру в новостройке на другую

    Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену (п. 2 ст. 10 Закона об адвокатуре).

    В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

    1) в качестве судьи;

    2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

    3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

    4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

    5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

    6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

    7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

    8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

    9) в качестве адвоката;

    10) в качестве помощника адвоката;

    11) в качестве нотариуса (п. 4 ст. 9 Закона об адвокатуре).

    Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.

    Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в законе об адвокатуре. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

    О времени и месте проведения экзамена претендент должен быть извещен за десять дней до экзамена.

    Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Члены квалификационной комиссии по результатам выполненных заданий принимают решение в отсутствие претендента открытым голосованием именными бюллетенями простым большинством голосов. Экзамен считается несданным, если хотя бы по одному из заданий претендент показал неудовлетворительные знания либо правильно ответил менее чем на 60% вопросов письменного задания или тестирования. Совет адвокатской палаты вправе установить иные, более высокие критерии оценки тестирования претендентов.

    Устное собеседование проводится по экзаменационным билетам, в каждый из которых включается не менее четырех вопросов из перечня, утвержденного Советом ФПА. Экзаменационные билеты обновляются ежегодно. Претендент, имеющий ученую степень по юридической специальности (кандидат или доктор юридических наук), освобождается от проверки знаний в ходе экзамена по научной специальности его диссертационного исследования. Время, предоставляемое претенденту на подготовку ответов на вопросы билета, включая решение задач и составление процессуальных документов, может быть ограничено комиссией до 45 минут.

    Результаты экзамена в день его завершения претенденту объявляет председатель комиссии. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. В случае неявки претендента на экзамен по уважительной причине председатель квалификационной комиссии назначает другой срок сдачи экзамена. Если в отношении претендента, сдававшего экзамен, принято отрицательное решение, он имеет право подать апелляцию в ту же квалификационную комиссию, которая подлежит рассмотрению в специально установленный день в присутствии претендента. При неудовлетворительном результате экзамена, а равно и при неявке на экзамен без уважительных причин, претендент вправе повторно обратиться с заявлением о сдаче экзамена в ту же квалификационную комиссию в установленный срок, но не ранее чем через один год (п. 3 ст. 11 Закона об адвокатуре).

    Срок решения вопроса о присвоении претенденту статуса адвоката – 3 месяца с момента подачи заявления. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 6 ст. 9 Закона об адвокатуре). Таким образом, они приравниваются к адвокатам России.

    Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

    Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации (п. 5 ст. 2 Закона об адвокатуре).

    Согласно п. 6 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ). Согласно прежней редакции данной нормы порядок ведения реестра определялся Правительством РФ и был утвержден его Постановлением от 19 сентября 2003 г. № 584.

    Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

    Иностранные адвокаты в российском гражданском процессе

    Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

    Страницы в журнале: 103-106

    И.В. ВОРОНЦОВА,

    кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права

    Рассматриваются проблемы оказания юридической помощи иностранными адвокатами по гражданским делам в судах общей юрисдикции; анализируются нормы Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на предмет наличия в них ограничений на право представления иностранными адвокатами интересов своих клиентов.

    Ключевые слова: представитель, иностранный адвокат, иностранные граждане, реестр иностранных адвокатов.

    Foreign lawyers in the Russian civil procedure

    The article is devoted to the problems of foreign lawyers’ legal aid in the civil procedure in common law courts. The article examines the rules of the law “About lawyers’ activity and the Bar in the Russian Federation” if there are any restrictions of foreign lawyers’ right to represent their clients’ interests.

    Keywords: representative, foreign lawyer, foreign citizens, a register of foreign lawyers.

    Судебное представительство есть не что иное, как предусмотренный правовыми нормами способ (механизм) реализации участником судебного разбирательства своих процессуальных прав и обязанностей в случаях отсутствия у него гражданской процессуальной дееспособности или иной невозможности осуществлять собственными действиями процессуальные права и обязанности стороны или третьего лица[1].

    В действующем законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в институте представительства, и касаются они иностранных граждан. Иностранные граждане в Российской Федерации могут поручить представлять свои интересы Иностранной юридической коллегии (Инюрколлегии), которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей соответствующей лицензией. Следует согласиться, что наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин.

    Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в России закреплена законодательно. В статье 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление такой деятельности на территории нашей страны запрещается.

    Во исполнение требований указанной статьи было принято постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», в котором содержится порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории России.

    Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства; а в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

    По мнению Н.А. Васильчиковой, в делах с участием иностранных граждан в качестве представителей должны выступать только адвокаты. Участие иностранных граждан в процессе имеет свои особенности, и только адвокаты могут оказать квалифицированную юридическую помощь[2]. В связи с этим, как отмечает Н.А. Васильчикова, в делах с участием иностранных лиц в качестве представителей должны выступать только адвокаты, что должно найти отражение в ГПК РФ путем дополнения ст. 49 частью второй следующего содержания: «Представителями в суде иностранных лиц могут быть только адвокаты»[3].

    Следует заметить, что автор не детализирует, о каких адвокатах идет речь: о тех, которые получили статус адвоката в Российской Федерации, или о тех, которые получили этот статус в другом государстве? Логично было бы предположить, что речь следует вести об адвокатах вообще. Однако это не совсем так.

    Часть 2 п. 5 ст. 2 Закона закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по-разному:

    1) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в судах Российской Федерации, может оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства;

    2) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов может только оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

    Из содержания ст. 49 ГПК РФ, согласно которой представителями в российском суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные оказывающую юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции. Каких-либо ограничений на сей счет федеральное законодательство не содержит. Однако по прошествии двух лет с момента принятия Закона Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации принял решение от 22.04.2004 (протокол № 5) «О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации» (далее — решение ФПА), в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Законом.

    Читать еще:  Образец договора с фотографом

    Таким образом, адвокат иностранного государства может вести адвокатскую деятельность по вопросам права только того государства, гражданином которого он является (с обязательной регистрацией в специальном реестре). Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

    Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств[4].

    Следует согласиться с А.А. Кольцовым, который отмечает не совсем логичную ситуацию, когда адвокат иностранного государства вправе выступать в арбитражном суде в качестве представителя только по делу, касающемуся вопросов права данного государства при наличии регистрации в специальном реестре, а иное иностранное оказывающее юридическую помощь лицо — по всем делам, не обязательно затрагивающим вопросы применения иностранного права[5]. Указанный автор считает, что у иностранных адвокатов тем не менее есть выход — получение статуса адвоката в Российской Федерации после сдачи соответствующего квалификационного экзамена в соответствии со статьями 9—12 Закона. Однако разделить его предложение, сформулированное им еще до принятия указанного решения ФПА, уже нельзя.

    Следует также поддержать мнение А.И. Муранова, который отмечает, что данное решение парадоксально: «по мысли совета, оказывается так, что тот, кто адвокатом никогда не был, более достоин стать российским адвокатом, нежели тот, кто с практической точки зрения в юриспруденции, как правило, более сведущ»[6].

    В законопроекте «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» также регулируется порядок оказания юридических услуг иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не имеют приобретенного на территории Российской Федерации статуса адвоката, нотариуса или патентного поверенного. Предполагается, что такие лица будут допускаться к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории России только в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны субъектами юридической помощи[7].

    Однако не совсем понятно, чем вызвано желание компетентных органов ограничить участие иностранных адвокатов по делам своих клиентов в судах Российской Федерации. По мнению А.И. Муранова, очевидно, что данное решение является скорее политическим, нежели юридическим. Указание в решении ФПА на невозможность приобретения статуса российского адвоката иностранцами могло быть продиктовано желанием не допустить их через получение такого статуса к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной (недаром в решении ФПА есть упоминание о такой тайне). Но, как представляется, в большей степени данное решение обусловлено неправильно истолкованными отдельными корпоративными интересами, и в свете этого оно вполне объяснимо, хотя, если разобраться в вопросе о мнимой угрозе интервенции иностранных адвокатов, оно все равно ошибочно с точки зрения и политики, и указанных интересов[8].

    Не касаясь деталей перечисленных и других причин, отметим, что мотивы таких ограничений остаются непонятными и потому, что действия государства направлены на расширение зоны экономического пространства, на взаимодействие с другими государствами в различных сферах общественной жизни, в связи с чем заключаются договоры, создаются рекомендации. В качестве примеров можно привести Рекомендации по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах—членах Европейского союза от 2 марта 2006 г.; Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи от 31 июля 2008 г.

    Любопытен также и тот факт, что законодатель, ограничивая право иностранных адвокатов в осуществлении деятельности, одновременно в п. 8 ст. 2 Закона предусмотрел право адвоката представлять интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, считаем уместным предложение о том, что подобные вопросы следует оговаривать в международных договорах об оказании юридической помощи; а пока этого не предвидится, следует внести в главу 43 «Общие положения» раздела V «Производство по делам с участием иностранных лиц» ГПК РФ статью «Представительство иностранных граждан», в которой отразить исключения из ст. 49 ГПК РФ.

    Следует отметить, что это согласуется с международными требованиями. Положения международного права не запрещают государствам на своей территории устанавливать ограничения по допуску иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Основные принципы, касающиеся роли юристов (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.), закрепив в них положение, согласно которому правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

    1 См.: Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. — М., 2003. С. 257.

    2 См.: Васильчикова Н.А. Право иностранных граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 1997. С. 12.

    3 См.: Она же. Производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах: теория и практика: Дис. … д-ра юрид. наук. — СПб., 2003. С. 108.

    4 См.: Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. 2004. № 2(5). С. 6—7.

    5 См.: Кольцов А.А. Участие иностранных лиц в российском арбитражном процессе: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2004. С. 113.

    6 Муранов А.И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами: некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов. — М., 2006. С 26.

    7 См.: Позднеева Т. Скоро все станем адвокатами? // Новое законодательство. 2009. № 1. С. 20.

    Правовой статус иностранных адвокатов в россии доклад

    Галустян О. Правоохранительные органы: Учебник для вузов — М. Адвокатура в России. Адвокатская деятельность. Предисловие к книге В. Сергеева «Адвокат и адвокатура».

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

    ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 10 глупых вопросов АДВОКАТУ — Дмитрий Гриц

    Правовой статус иностранных адвокатов в россии

    На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера. В частности, для персонифицированной работы сайта мы обрабатываем IP-адрес региона вашего местоположения.

    Юридический рынок. Минюст разработал проект дополнения в Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности в части регулирования участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на территории России. Как мы уже писали ранее, готовящиеся поправки направлены на наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ.

    Разработка документа осуществляется Минюстом России в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на г. Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков назвал вполне ожидаемым внесение в законодательство об адвокатуре поправок, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с участием адвокатов иностранных государств в оказании юридической помощи в России.

    В документе отдельно подчеркивается, что регламентации также требуют вопросы обязательного установления для адвокатов иностранных государств правил поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности в России. Разработка Минюстом документа, устанавливающего конкретные требования и условия, планируется после принятия предложенного законопроекта Госдумой во втором чтении. Кроме того, он заметил, что поскольку зарубежный адвокат попадает в профессиональную среду, где действуют определенные писанные этические нормы, то он должен знать эти требования.

    Он не исключил возможного распространения на зарубежных адвокатов и дисциплинарных процедур за этические нарушения, допущенные при осуществлении адвокатской практики на территории России. Заметив, что регулирование правового положения иностранных адвокатов действительно является недостаточным, он подчеркнул, что отчасти это затрудняет и возможность обращения к ним потенциальных доверителей в России. Александр Боломатов также выразил надежду, что в разработке указанных требований и условий примут участие и представители иностранных юридических фирм.

    По плану данный законопроект должен быть представлен в Правительство РФ уже в октябре, а в Госдуму внесен в декабре.

    Согласно паспорту разрабатываемого нормативного акта он должен вступить в силу в декабре г.

    Отчет о деятельности Совета ФПА РФ за период с апреля 2015 г. по апрель 2017 г.

    Сегодня Федеральная палата адвокатов России отменила свое разъяснение от года, в соответствии с которым адвокаты иностранных государств не имели права получить аналогичный статус в России, а могли только консультировать по вопросам права своей страны. Решение связано с условиями вступления России в ВТО. После этого события иностранные адвокаты смогут работать в нашей стране на равных правах со своими местными коллегами, пройдя специальный экзамен. В этом разъяснении говорилось о том, что адвокаты иностранных государств не могут приобретать статус адвоката на территории России, поскольку это не предусмотрено российским законодательством. В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре см. Ru» говорится, что иностранные граждане могут получить статус российского адвоката на общих основаниях, а также о том, что адвокаты из другой страны могут оказывать юридическую помощь на территории России по вопросам права данного государства. При этом они должны зарегистрироваться в специальном реестре Минюста.

    ФПА разрешила иностранным адвокатам получать статус российского адвоката

    О развитии российской адвокатуры и составе адвокатского сообщества. Основные задачи Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации на очередной период полномочий. Rus Eng. Назад Полемика Мнения Интервью Дискуссии. Назад Обучение Обучающие мероприятия Новости об учебе Вебинары Документы по повышению квалификации Образовательные учреждения Обучающие сервисы Выучиться на адвоката. Назад Гражданам Бесплатная юридическая помощь Правовое просвещение Реестр адвокатов. Назад Литература Электронная библиотека русскоязычной литературы Каталог литературы. Федеральное законодательство.

    Иностранные адвокаты в России

    Судебная инстанция обеспечивает адвоката помещением для выполнения им своих профессиональных обязанностей по делам, рассматриваемым данной инстанцией. Схожие положения содержатся в Законе Украины об адвокатуре, принятом в декабре г. Статья 10 этого Закона гласит: документы, связанные с выполнением адвокатом поручения, не подлежат досмотру, разглашению или изъятию без его согласия… Адвоката нельзя привлечь к уголовной, материальной и иной ответственности или угрожать ее применением в связи с оказанием юридической помощи гражданам и организациям согласно закону. Вопросы регулирования деятельности иностранных адвокатов законодательства государств, как правило, относят к своей компетенции.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector